В этом материале вы получите дорожную карту по работе со сценариями ценообразования:
Использовав формулы переоценки из этого материала и подставив в них свои значения, вы сможете увеличить прибыль вашего интернет-магазина.
Этот сценарий помогает поддерживать стоимость товара на минимальном уровне, при этом не продавая «в минус».
Если цель ритейлера продавать как можно больше товаров, то этот сценарий — один из самых оптимальных способов это сделать. В свою очередь, как и у любого сценария, у него есть один существенный недостаток.
Правило установления цены по минимальному значению среди конкурентов очень просто внедрить, но оно не позволяет ритейлеру зарабатывать больше.
Помогает придерживаться минимально возможной цены на рынке (следовать за ключевым конкурентом с самой низкой ценой), но никогда не опускать стоимость товара ниже минимально допустимой наценки.
Этот сценарий помогает ритейлеру достичь двух целей одновременно: увеличить оборот и получить часть аудитории конкурентов за счет минимальной стоимости KVIтоваров.
Привлечение покупателей, которые ищут минимальную цену товара редко работает в долгосрочной перспективе: такая аудитория всегда находится в поиске минимальной цены, а значит во время совершения следующей покупки будет искать самый дешевый вариант на рынке.
Этот сценарий создан для тех ритейлеров, которые работают со своим складом. Он помогает выполнить план по обороту, при этом не распродав все складские запасы.
Этот сценарий помогает синхронизировать динамику продаж с остатками склада и подготовить складские помещения к закупке новой партии товара. Категорийный менеджер может производить закупку товара на несколько месяцев вперед.
Сложно просчитать динамику продаж и корреляцию с остатками на складе с учетом сезонных всплесков продаж. Для эффективной работы с этим сценарием нужна статистика за один-два года.
Это сценарий создан для тех ритейлеров, которые отслеживают промо-активности конкурентов и хотят оперативно на них реагировать.
Этот сценарий помогает ритейлеру бороться с неявным демпингом конкурентов, бонусами и маркдаунами, предлагая более выгодную цену на товар. Это дает возможность переманить у конкурента часть покупателей, которые сравнивают цены на маркетплейсах.
Как и некоторые другие сценарии, направленные на увеличение оборота, данный подход не позволяет ритейлеру зарабатывать больше, а конкурент, запустивший акцию может находиться в более выигрышном положении, так как затраты по проведению промо-активностей часто берет на себя поставщик.
Сценарий похож на «Динамика продаж и остатки склада», но использует для расчета возраст партии товара. Задача многих категорийных менеджеров, а часто и один из KPI, — не превышать долю «old stock» выше определенного значения.
Контроль «здоровья» стока и отсутствие перенасыщения склада устаревшим товаром. Это позволяет избежать последующей продажи такого товара «в минус» в качестве вынужденной меры. Кроме того, продажа товара с низкой наценкой без сравнения с конкурентами позволяет быстро нарастить продажи и выполнить план отчетного периода.
1) Не подходит для нового, только попавшего на склад товара. В этом случае нужно применять другие сценарии.
2) Не все ERP-системы учитывают возраст партии товара, и, в большинстве случаев, обрабатывают только количественные показатели.
Сценарий для борьбы с демпингом конкурентов, если на определенный товар производитель устанавливает минимальное рыночное позиционирование.
При высокой частоте мониторинга цен конкурентов этот сценарий оперативно фиксирует нарушение МРП и наращивает продажи товаров с установленным МРП.
Если не договориться с поставщиком о таком сценарии заранее, есть риск испортить деловые отношения с поставщиком. В то же время частота мониторинга должна быть достаточно высокой, чтобы зафиксировать нарушение МРП достаточно оперативно и отреагировать, быстрее других конкурентов.
Каждый из сценариев требует точечной настройки со стороны ритейлера, именно поэтому мы не стали приводить конкретные цифры в примерах. Например, самый первый из приведенных выше, «Удержание стока», требует от ритейлера четкого понимания, кто из конкурентов интернет-магазина является ключевым. Второй важный компонент для работы со сценариями — используемые данные.
Для эффективной работы сценариев нужны качественные (без ошибок), актуальные (свежесобранные на момент переоценки) и правильные (собранные на агрегаторах и на сайте конкурента) данные.
Так, для работы с приведенными выше сценариями, ритейлеру нужна следующая информация:
Данные о товарах (наличие на складе, итоговая стоимость, себестоимость, KVI-позиции)
Данные о бизнес-целях (минимальная наценка, плановая наценка, план по обороту, план по маржинальности)
Данные о конкурентах (цены, акции, наличие товаров на складе)
Благодаря интеграции этих данных в сценарии и анализу эффективности их работы, вы сможете понять, как стоимость товара влияет на его продажи, как влияют на продажи ключевые конкуренты. Кроме того, такие данные дают возможность построить отчет Ценовой Индекс, который поможет отслеживать эффективность вашего прайсинга и влияние конкурентов на ваши продажи.
Самый простой инструмент для работы со сценариями ценообразования — это, конечно же, таблица Excel. Но, так как этот инструмент имеет больше недостатков, чем преимуществ, гораздо эффективнее использовать специально созданные для этой цели сервисы.
Продукт Управление Ценой, как часть платформы автономного ценообразования Competera, интегрирует все полученные (внутренние и внешние) данные и визуализирует их; переоценивает товары по предустановленным в сценариях правилам; уведомляет о возможностях по оптимизации ценообразования и о сбоях в работе сценариев (для большинства сценариев нужно устанавливать ограничивающие сценарии, которые будут контролировать правильность их выполнения). Чтобы посчитать скорость окупаемости такого инструмента, свяжитесь с нашим экспертом ценообразования.
Если вы хотите узнать, какие из приведенных правил переоценки будут эффективны для вашего интернет-магазина, пообщайтесь с нашим экспертом ценообразования — он ответит на все вопросы.