Закрытый бизнес-завтрак крупных восточноевропейских ритейлеров: как развивается рынок
Участники закрытого бизнес-завтрака для крупных ритейлеров Восточной Европы (Киев, 2 ноября) рассказали о том, как работают с системами закупок, автоматизированным ценообразованием, персоналом и промо.
- Система закупок. Украина опережает ЕС и Россию по развитости системы закупок. В отличие от этих регионов, где процесс все еще включает физические переговоры, в Украине работает автоматизированная система закупок ProZorro: торги занимают 10 минут, при этом система автоматически отслеживает закупки.
- На рынке нет готовых продуктов по алгоритмическому ценообразованию для В2В компаний. Большинство поставщиков программных продуктов для ритейла предлагают дорогую (от 1 млн долларов) кастомизацию решения под ритейлера.
- При этом, сложно найти и единое BI-решение, которое сможет работать с несколькими рынками и объединять решение стратегических задач и децентрализацию. Например, если в одном регионе стратегия предполагает лидерство на рынке, а в другом — захват большей части рынка.
- Собственная система автоматизированного ценообразования требует большой команды разработчиков. Команда одного из участников завтрака выросла от трех до 18 разработчиков за время решения этой задачи.
- Своевременные и продуманные акции, правильная упаковка и группировка товаров увеличивают прибыль ритейлеров.
- При этом неправильная промо-стратегия (глубина, длительность и частота промо) убивает прибыль. Так, у одного из ритейлеров промо-нагрузка составляет 60%, но он не может ее уменьшить, так как опасается давления со стороны конкурентов, если они не последуют за ним и продолжат продавать со скидками.
- Для офлайн-магазинов критическое значение имеет мотивация персонала. Один из ритейлеров внедряет соотношение «голых» (только товар) и «обвешанных» (товар с дополнительными продажами — аксессуарами и пр.) покупок. В программе мотивации заложены бонусы за количество «обвешанных» покупок.